Крис Бреннан

Радости планет и происхождение значений домов и триплицитетов

Введение

     В данной статье доказывается наличие ранее неизвестной (для нас) системы, которая лежит в основе астрологии античного периода (1 в. до н.э. – 7 в.н.э.). Эта система объединяет ряд ранних астрологических подходов, которые привели к возникновению значений некоторых домов, а также, дает логическое объяснение связи стихий со знаками Зодиака.

Радости планет

     Астрологические тексты, написанные в регионе Средиземного моря в период античности, обычно, ссылаются на систему соотнесения планеты септенера  с одним из 12 домов («topoi» = место).  Дом, ассоциируемый с планетой, считается тем местом, где она радуется. Назовем, в данной статье, такое соотнесение системой радости планет. В соответствии с мнением большинства авторов, дома радости планет располагаются следующим образом:

       Солнце радуется в 9 доме;

       Луна радуется в 3 доме;

        Юпитер радуется в 11 доме;

       Венера радуется в 5 доме;

        Марс радуется в 6 доме;

      Сатурн радуется в 12 доме;

       Меркурий радуется в 1 доме.

 

    Места «Радости» планет стали основой для названий Домов.  Вместо того, чтобы указывать номер Дома относительно восходящего знака (например, дом № 5),  его называют именем собственным. Традиционно, дома радости называются следующим образом:

        9 дом называется домом Бога, или просто Богом (Theos);

        3 дом называется домом Богини, или Богиней (Thea);

       11 дом называется домом Хорошего расположения Духа (agathos daimon),

        5 дом называется домом Материальной удачи (agathē tuche);

        6 дом называется домом Невезения (kakē tuchē);

        12 дом называется домом Плохого расположения Духа (kakos daimōn);

        1 дом называется домом Штурвала  (oiax), как штурвал корабля.

     У остальных домов тоже когда-то были свои названия, хотя они и не относились непосредственно к «радостям» планет:

    2 дом называли «Воротами в Аид» (Haidou pulē);

    8 дом называли «Обилием свободного времени» (argos);

    10 дом называли «Серединой неба» (mesouranēma).;

   7 дом называли  местом «Захода/Оседания» (dusis).

    4 дом называли «Подземельем» (hupogeion).

     Названия 10, 7 и 4 домов чисто описательные, они отражают астрономическое положение этих трех домов. Названия же других домов не имеют отношения к астрономии, они оказываются соотнесенными с планетой, которая, как уже говорилось, радуется в названном доме (искл. 2 и 8 дома).

     Итак, 9 дом называют домом Бога, и в этом доме радуется Солнце. Напротив него находится 3 дом, называемый Богиней, и в этом доме радуется Луна. Две благоприятные планеты, Венера и Юпитер, связаны с двумя положительными домами, называемыми домом Материальной удачи (богатства) и домом Хорошего расположения Духа (хорошего настроения), соответственно. Аналогично, оба малефика - Марс и Сатурн, ассоциируются с двумя отрицательными домами – домом Невезения и домом Плохого расположения Духа, соответственно.

   Такие тесные ассоциации между значениями некоторых домов и астрологическими значениями планет, радующимися в них, вероятно, предполагают связь между этими двумя понятиями. Подтверждение этому мы находим у астролога 4 века н.э. Фирмикуса Матернуса, который пишет во Введении в свой труд «Mathesis» о том, что 5 дом называется домом «Богатства» потому, что это дом Венеры. Он, также, пишет о том, что 6 дом называется домом «Невезения» потому, что это дом Марса. Позднее, в том же веке, Павел Александрийский назвал 3дом домом «Луны», 5 дом – домом «Венеры», 6 дом – домом «Марса» и так далее.

Датирование понятия «радости»

    Связь между местами радости планет и названиями домов крайне важна, т.к. она дает нам очень важную информацию, в плане определения времени возникновения понятия «дом радости планеты» и степени распространенности такого понятия в период античной астрологии. Для того, чтобы ответить на вопрос о времени датирования понятия «радости», мы будем исходить из того, что любое упоминание (вышеуказанных) названий домов подразумевает ссылку на систему домов радости, так как, оба эти понятия производят впечатление взаимосвязанных.

     Понятие «дом радости планеты» мы находим в сохранившихся трудах, которые относятся к самому началу периода античной астрологии. Две самые ранние датированные работы относятся к Трасиллусу и Манилиусу - они были современниками и писали, где-то, в первых десятилетиях 1-го века нашей эры.

    Из работ Трасиллуса сохранилось только заключение к астрологическому труду, озаглавленному «Таблица». В данном заключении есть параграф, где Трасиллус  рассуждает о сигнификации домов и называет 12-ый дом домом «Плохого расположения Духа», 6 дом – домом «Невезения», 5 дом – домом «Богатства» и 11 дом – домом «Хорошего расположения Духа», что точно совпадает с местами, где радуются малефики и бенефики. При упоминании некоторых из этих названий, Трасиллус цитирует текст, приписываемый Гермесу Трисмегисту. Мы знаем о том, что Трасиллус умер в 36-ом году нашей эры, поэтому допускаем, что текст, на который он ссылается, как приписываемый Гермесу Трисмегисту, был написан до того, возможно, в 1-ом веке до нашей эры. Учитывая тесную связь между названиями домов и местами радости планет, мы полагаем, что система радостей планет была введена, где-то, в конце 1-го века до нашей эры.

     После Трасиллуса, почти каждый античный астролог, чьи работы сохранились до наших дней, упоминает радости планет в той или иной форме, прямо или косвенно ссылаясь в них на названия домов, ассоциируемые с радостями планет.

     Манилиус является единственным автором, который описывает другую систему домов радостей планет. В его интерпретации, Венера радуется в 10-ом доме, а не в 5-ом; Сатурн радуется в 4-ом доме, а не 12-ом. К сожалению, текст Манилиуса единственный с такой системой домов радости, поэтому неясно, то ли это иная традиция, то ли это просто ошибка, допущенная при переписывании текста, или же это его собственное неординарное дополнение. Тем не менее, доводы, как «за», так и «против» такого варианта Маниулиса, выдвигаемые различными специалистами за последние двадцать лет, имеют право на существование.

Очевидные закономерности расположения домов радости

     Бросаются в глаза две закономерности в размещении домов, где радуются планеты. Первая из них связана с античным учением о сектах.  Согласно учению о сектах, все планеты делятся на две группы. Существует дневная группа планет, или дневная секта, возглавляемая Солнцем, и ночная группа планет, или ночная секта, возглавляемая Луной.

     Планеты септенера разбиты на две группы поровну, и в каждой из них есть по бенефику и малефику. Таким образом, Юпитер и Сатурн, вместе с Солнцем, находятся в верхней - дневной секте, а Марс и Венера, вместе с Луной, в нижней - ночной секте. Меркурий известен, как нейтральная планета, и может относиться к дневной секте, как утренняя звезда, и к ночной секте, как ночная звезда.

    Три дневные планеты сгруппированы в верхней полусфере карты, в то время, как три ночные планеты сгруппированы в нижней полусфере. Это связано с другим учением, которое тоже относится к сектам - дневные планеты «чувствуют» себя лучше, когда они находятся над горизонтом, а ночные – под горизонтом.  Таким образом, Меркурий, который может быть отнесен одновременно, как к дневной, так и к ночной сектам, радуется в 1 доме. Это один из двух домов, где планета, располагаясь в пределах одного дома, находится сразу в обеих сектах (в античный период дом приравнивался знаку).

     Кроме закономерностей с сектами, обратите внимание и на то, что светила, благоприятные планеты и Меркурий радуются, в так называемых, «хороших домах». Эти дома находятся в «птолемеевских» аспектах (соединение, секстиль, квадрат, трин и оппозиция) с Асцендентом, а злотворные планеты радуются в двух «плохих домах», которые не имеют аспектов к Асценденту.

     Обе эти закономерности совершенно очевидны – они базируются на основных понятиях.  Недавно я обнаружил еще несколько идей, которые привязывают дома радости к другим принципам классической астрологии. О них речь пойдет ниже.

Загадка, окружающая связь стихий со знаками Зодиака

 

    В течение последних 20-ти лет передо мной остро стоял вопрос о том, каким образом стихии оказались приписанными конкретным знакам Зодиака, с которыми их ассоциирует средневековая и современная астрологические традиции. Ещё со времен поздней античности типичное соотношение стихий со знаками Зодиака таково:

Овен, Лев, Стрелец

Огонь

Телец, Дева, Козерог

Земля

Близнецы, Весы, Водолей

Воздух

Рак, Скорпион, Рыбы

Вода

     Роберт Шмидт и Роберт Хэнд (1993 г.)  в своем переводе «Антологии» (книга 1) Валенса указали, что он был первым из античных авторов, написавшим о привычных нам связях стихий со знаками Зодиака. Например, Овен огненный, Телец земной, Близнецы воздушные, Рак водный и так далее. Валенс пишет об этом так, как будто он опирается на уже имеющиеся источники, как если бы он писал о чем-то, само собой разумеющемся и широко известном в его время. Р. Шмидт обращает наше внимание на то, что в самой “Антологии» Валенс даёт читателю понять, в каких случаях он пишет о новшестве, и это подразумевает то, что Валенс не был автором идеи связи стихий со знаками Зодиака.

     Более ранние авторы (Трасиллус, Манилиус и Доротей) вообще не упоминают о связи стихий со знаками Зодиака, хотя и группируют их по три знака, то есть, в триплицитеты, и ассоциируют каждый триплицитет с конкретным комплектом планетарных управителей. Последние называются управителями триплицитетов, и организованы они следующим образом:

Знаки Зодиака

Дневной упр.

Ночной упр.

Компаньон

Овен, Лев, Стрелец

Солнце

Юпитер

Сатурн

Телец, Дева, Козерог

Венера

Луна

Марс

Близнецы, Весы, Водолей

Сатурн

Меркурий

Юпитер

Рак, Скорпион, Рыбы

Венера

Марс

Луна

     Получается, что древние астрологи не связывали знак Зодиака с какой – то конкретной стихией, хотя многие из них распределяли знаки по четырем триплицитетам и связывали каждый триплицитет с группой планетарных управителей. Вместо этого, древние астрологи ассоциировали триплицитеты и их управителей с четырьмя ветрами, которые связаны с четырьмя кардинальными направлениями (Север – Юг – Восток - Запад). Значит, в те времена связь между триплицитетами и стихиями не всегда считалась сама собой разумеющейся, как в наше время.

     Птолемей, который был старшим современником Валенса, тоже не связывал стихии с триплицитетами. И даже после времен Валенса  связь стихии с триплицитетом изредка упоминается лишь некоторыми авторами античного периода. Но уже Реториус прямолинейно обозначает эту связь в своем сборнике, написанном к концу периода - около 6-го или 7-го века н.э. Кажется, Фирмикус Метернус тоже упоминает стихии в связи со знаками Зодиака в своей работе, написанной в 4-ом веке н.э., но свидетельства эти весьма скудны для утверждения, по причине отсутствия больших кусков соответствующего раздела в «Mathesis», где данная тема, собственно, и обсуждается. Другие известные астрологи того времени, такие, как Порфирий, Гефастио и Павел Александрийский, молчат по данному поводу, хотя можно было бы ожидать, что во вводной части к своим трудам они упомянут соотнесенность стихий, как в связи со своей осведомленностью в этом вопросе, так и в случае несогласия с ним.

     Исходя из вышесказанного, мы заключаем, что можно, но совершенно не обязательно, связывать триплицитеты с стихиями. Связь триплицитетов со стихиями может представлять собой, как дальнейшее развитие мысли или же, как некую точку зрения, которую не все астрологи того времени разделяли. Последнее может быть наиболее вероятным объяснением, и мы наглядно видим, что один астролог использовал такую связь, а другой нет, хотя Валенс и Птолемей жили в одном и том же месте и, приблизительно, в одно и то же время.

     Учитывая широкое распространение связи стихий с триплицитетами в последующие века, мы знаем о том, что Реториус использовал Валенса в качестве первоисточника и цитировал его несколько раз в своем «Compendium», вероятно, используя Валенса, как источник ассоциирования стихий с триплицитетами. Д. Пингри доказал то, что «Компендиум» Реториуса был доступен для таких астрологов, как Маш-а-Алла в начале средневекового периода.  Это мог быть тот путь, которым в средневековую астрологию пришла практика приписывания четырех стихий триплицитетам.  С другой стороны, «Антологию» Валенса  могли перевести на пахлави (вариант персидского) и гораздо раньше - около 3-го или 4-го века н.э., и отрывки данной работы дошли до арабских авторов независимо от Риториуса. Следовательно, могут существовать самые разные способы проникновения этой теории в последующие века. Вне зависимости от источника возникновения данной теории, после 8-го века н.э. стало общим правилом связывать стихии со знаками Зодиака в западных астрологических текстах.

Радости планет, ассоциируемые с угловыми триадами

     Наблюдение Роберта Шмидта (начало 2008 г.), касающееся того, что места радости планет, по сути, являются управителями тригонов, сгруппированным вокруг, так называемых, угловых триад, стало толчком к открытию, о котором я здесь напишу.

     Термин «угловые триады» принадлежит Р. Шмидту. Этот термин означает распространенный во времена античного периода способ группировать по три Дома вокруг кардинальных/угловых, или поворотных (pivot) точек карты. Каждая угловая триада состоит из одного Дома, равного знаку, окруженному с двух сторон по Дому - знаку. В середине находится угловой Дом. Он окружен двумя, прилежащими к нему, Домами. Один из этих Двух домов называется падающим (decline), так как, он движется прочь от кардинальной точки, а другой Дом называется последующим (succedent) домом, так как, он окажется следующим на углу.

     Рассматривая Дома радости в контексте угловых триад, мы видим, что они становятся на кардинальную точку в соответствии с управителями триплицитетов. Солнце и Юпитер, два главных управителя триплицитета, состоящего из Овна, Льва и Стрельца, находятся в двух Домах, которые составляют угловую триаду вокруг 10-го Дома. Сатурн и Меркурий, которые являются главными управителями триплицитета, состоящего из Близнецов, Весов и Водолея, составляют два Дома угловой триады Асцендента. Луна и Венера, управители триплицитета с Тельцом, Девой и Козерогом, радуются в Домах угловой триады вокруг 4-го Дома. И, наконец, остается Марс – управитель триплицитета, состоящего из Рака, Скорпиона и Рыб, и мы находим его в Доме угловой триады 7-го Дома. Мы можем найти частичное текстовое подтверждение такой связи домов радости и угловых триад в работе скептика 2-го века н.э. Секстуса Эмпирикуса. Обратите внимание на решение Секстуса перечислить  в своем кратком обзоре астрологии названия домов в соответствии с угловыми триадами:

«… или, если быть точнее, то «движение вниз» знака «указателя часа» называется «плохим настроением» и за ним «следует» «неэффективность»; аналогично падением «Середины неба» будет «Бог», а то, что придет на его смену «хорошим настроением», таким же образом, падение того, что в оппозиции середине неба будет «богиней» и последующий за ним - «богатством», а «невезение» представляет собой падение Десцендента, и за ним следует дом «обилия свободного времени».

     В данном отрывке Секстус показывает, что иногда дома объединяли по, так называемым, угловым триадам и можно предположить, что он тоже называл дома по радостям планет. Вероятно, это высказывание не случайность и, более того, оно основано на отношениях между Домами радостей и угловыми триадами, широко известными во 2-ом веке н.э.

Связь домов радости и управителей триплицитетов со стихиями

     Первое открытие, которое я совершил с помощью радостей планет и первое, о чем я хочу здесь рассказать – это расположение Домов радости вокруг угловых триад. По сути, знаки Зодиака стали ассоциироваться со стихиями на базе данного подхода.

     Мои наблюдения таковы - Дома радости планет расположены так, что Солнце и Юпитер, которые со временем стали двумя основными управителями Огненного триплицитета, находятся в верхней части карты, вокруг угловой триады, соотносимой с зенитом, или 10-ым Домом. Луна и Венера, которые со временем стали двумя основными управителями Земного триплицитета, находятся внизу, вокруг угловой триады, соотносимой с «подземным» 4-ым Домом. Сатурн и Меркурий, которые со временем стали двумя основными управителями Воздушного триплицитета, находятся в левой части рисунка, вокруг угловой триады, связанной с Асцендентом, или восходящим знаком. И последняя планета, Марс, которая стала одним из управителей Водного триплицитета, радуется справа, в одном из Домов, составляющих угловую триаду с центром на Десценденте, или в заходящем доме. В результате такого расположения на самом верху карты оказались планеты, ассоциируемые с Огнем, в самом низу карты – планеты, ассоциируемые с Землей, слева – с Воздухом и справа – с Водой.

 

     Данное расположение имитирует, или повторяет учение Аристотеля о естественном положении вещей. Согласно Аристотелю, каждая стихия имеет природную склонность перемещаться вверх или вниз, к центру Космоса или в сторону от центра Космоса, а наша планета, при этом, всегда находится в центре. Пламя поднимается на самые высокие высоты, а Земля опускается, как можно ниже. Воздух движется вверх и располагается, как раз, под Огнем, а Вода стремится вниз и останавливается на поверхности Земли. Поэтому, иерархия стихий выглядит следующим образом:

1.   Огонь;

2.   Воздух;

3.   Вода;

4.   Земля.

     Таков порядок расположения стихий, который считался гармоничным для Вселенной. Он был подхвачен философскими школами стоиков и герметиков, и стал широко распространенным и хорошо известным в античный период. Само это расположение кажется тщательно продуманным и, похоже, что автор системы радостей планет держал в голове основные принципы природы вещей, когда приписывал стихии угловым триадам.

 

     В данном контексте расположение домов радости отражает учение о естественном положении планет, представляющих каждую из четырех стихий в полагающемся им месте во Вселенной. Две планеты, ассоциируемые с Огнем находятся в самом верху Космоса, собранные вокруг Дома, который называют серединой неба (mesouranēma). Две планеты, ассоциируемые с Землей, находятся в самом низу Космоса, собранные вокруг Дома, который называется «подземным» (hupogeion). Две планеты, ассоциируемые с Воздухом, находятся около 1-го Дома, который Трасиллус называет  Восхождением (anaphora) и Восходящим (anatellon) потому, что планеты поднимаются над горизонтом у Асцендента и продолжают набирать высоту в движении к МС. Место расположения воздушных планет продуманно, так как, при таком расположении, создается ситуация, при которой Воздух символически подталкивается вверх, к стихии Огня. Марс расположен около 7-го Дома, называемого местом захода (dusis), поскольку, планеты в этом месте карты движутся вниз к «подземному» Дому. Место Марса отражает поведение стихии Воды - Воду подталкивают вниз к стихии Земли. В итоге, Огонь и Земля находятся в самых верхних и нижних точках, а Воздух и Вода расположились между ними, и вращение толкает Воздух вверх к Огню, а Воду вниз к Земле. 

     Если мы примем такое расположение, как хорошо продуманное, а иначе его трудно объяснить, тогда мы получим первоначальную причину для приписывания стихий к знакам Зодиака.  Предположительно, знаки уже были сгруппированы в триплицитеты и ассоциированы с управителями планет, но именно данное расположение позволило связать триплицитеты с каждой их четырех стихий.

Согласие и несогласие астрологов со связями стихий и знаков Зодиака

     Уже во 2-ом веке н.э. Валенс знал о том, какие стихии были приписаны каким триплицитетам. Допустим, Птолемей тоже знал об этом, поскольку, они оба жили в Египте примерно в одно время и могли пользоваться одними и теми же источниками. Тогда возникает вопрос - почему Птолемей предпочел не пользоваться этой системой связи стихий с триплицитетами, если знал о ней?

     Одним из возможных ответов является то, что Птолемей специально не пользовался такой связью стихий с триплицитетами из-за концептуального противоречия этой системы его представлениям о знаках Зодиака. Птолемей в астрологии склонялся к философским и космологическим принципам учения Аристотеля. Одно из наиболее известных учений Аристотеля строится на ассоциации каждой из 4-х стихий с 4-мя противоположными качествами - горячим, холодным, мокрым и сухим. В системе Аристотеля Огонь горяч и противопоставляется Воде, которую он считает холодной. И, наоборот, Земля суха, а Воздух влажен.

     Подход Аристотеля к стихиям полностью строится на положении о том, что они представляют собой контрастные свойства и находятся на противоположных концах спектра, то есть, «стихии состоят в отношении взаимной оппозиции из-за очевидных противоречий своих свойств». Соотношение стихий со знаками Зодиака, выводимое из системы радостей планет, проблематично, с аристотелевской точки зрения потому, что в Зодиаке Огненные знаки находятся в оппозиции к Воздушным, а Земные знаки – к Водным. Если бы зодиакальное распределение отражало представления Аристотеля, тогда Огненные знаки противопоставлялись бы Водным, а Воздушные - Земным. Распределение стихий по знакам, которое впервые мы видим у Валенса, принадлежит стоикам, философской школе оппонирующей Аристотелю. Согласно стоикам, Воздух считается холодным и противопоставляется горячему Огню, а Вода мокрой и противопоставляется сухой Земле. Такое понимание соответствует распределению знаков, выводимому из системы радостей планет, и получается, что Валенс отразил именно представление стоиков о качествах стихий, так как у него Воздух холодный, а Вода мокрая.

     Приверженность Птолемея к созданию своей астрологической модели на основе космологического учения Аристотеля может быть причиной его нежелания принять свойства стихий, которые мы находим у Валенса. Даже зная о них, Птолемей мог так поступить из-за того, что они противоречат одному из определяющих принципов аристотелевского учения о Вселенной. Позднее, те астрологи, которые разделяли точку зрения Птолемея или Аристотеля о стихиях, тоже отказывались принимать подход стоиков по аналогичным же причинам - этим можно объяснить малое количество астрологов, которые применяли такой подход в позднеантичный период.

Логическое обоснование последовательности управителей триплицитетов

     После вышеописанного открытия связи Домов радости со свойствами стихий, Дайкс и я начали поиск других принципов, которые легли в основу существующего распределения Домов радости. В итоге, мы можем объяснить причину распределения управителей триплицитетов на основные, второстепенные и сопутствующие, или компаньоны.

     Управители триплицитетов применялись для целого ряда явлений в античный период. Одним из них было разделение жизни натива на две части - первой частью жизни управлял основной управитель триплицитета, второй частью – второстепенный.  Считалось, что третий управитель триплицитета сотрудничает с первым и вторым в течение всей жизни натива.  Повторим табличку с управителями триплицитетов:

Знаки Зодиака

Дневной

Ночной

Компаньон

Овен, Лев, Стрелец

Солнце

Юпитер

Сатурн

Телец, Дева, Козерог

Венера

Луна

Марс

Близнецы, Весы, Водолей

Сатурн

Меркурий

Юпитер

Рак, Скорпион, Рыбы

Венера

Марс

Луна

     Валенс делает неубедительную попытку объяснить то, почему планеты оказались приписанными к соответствующим стихиям, и совсем не объясняет, почему управители триплицитетов имеют такую последовательность/статус. Иными словами, мы не нашли у него логического обоснования того, почему Солнце является дневным управителем Огненного триплицитета, а Юпитер – ночным, почему Луна считается ночным управителем Земного триплицитета, а Венера – дневным и так далее. И только Птолемей попытался объяснить причину такой последовательности управителей триплицитетов, но его логику нельзя применить для таблиц, используемых Доротеем и Валенсом.

     Присмотревшись к радостям планет в контексте угловых триад (смотрим против хода часовой стрелки), можно увидеть некую закономерность - основные управители триплицитетов Огня и Воздуха находятся в падающих Домах, а второстепенные управители – в последующих Домах в рамках своих угловых триад. Такой порядок отражает их статус - Солнце  является основным дневным управителем Огненного триплицитета, а Юпитер – второстепенным, и для Воздушного триплицитета Сатурн является основным дневным управителем, а Меркурий – второстепенным.

 

     Частично это объясняется тем, что падающие Дома первыми из угловых триад пересекают кардинальные точки при естественном вращении Зодиака (день сменяется ночью). За падающим Домом следует угловой, а за ним - последующий. Порядок неизменен:

      1)   Падающий Дом;

      2)   Угловой Дом;

      3) Последующий Дом.

     Таким образом, порядок назначения управителей основными или второстепенными для описания разных этапов жизни натива оказывается связан с местом управителя триплицитета в угловой триаде.

     Данная закономерность срабатывает и для триплицитетов Земли и Воды, только планеты в падающих Домах будут основными управителями ночных карт из-за того, что это уже ночная полусфера и управители находятся под горизонтом. Луна в падающем Доме угловой триады Земного триплицитета и она – основной ночной управитель Земного триплицитета, Венера в последующем Доме этой триады и она второстепенный управитель Земного триплицитета. Марс в падающем Доме и становится основным ночным управителем Водного триплицитета.

     Интересно, что такое расположение планет, также, позволяет объяснить выбор планеты - компаньона. Компаньоном всегда оказывается планета, ближайшая к соответствующей угловой триаде. Например, Сатурн, как ближайшая планета, становится компаньоном Солнца и Юпитера - управителей триплицитетов Огня. В случае с Воздушным триплицитетом, им становится Юпитер, ближайший к Сатурну и Меркурию. Для Луны и Венеры – управителей Водного триплицитета – компаньоном становится Марс и, наконец, Марс и Венера - управители Водного триплицитета, получают Луну в качестве компаньона, как ближайшую к ним планету.

     Мы считаем, что обнаруженная связь между Домами радости и статусом управителей триплицитетов, особенно, для управителей - компаньонов, теоретически, более последовательна, чем у того же Птолемея. Р. Хэнд тоже писал о том, что не понимает того, на каком основании назначены управители - компаньоны и нам кажется, что Дома радости проливают свет на данный вопрос. Вместе с тем, остается открытым вопрос - что возникло раньше – Дома радости или управители триплицитетов?

Аспекты

     Автор системы Домов радости планет производит впечатление человека, осведомленного о многих других основополагающих астрологических понятиях, и совершенно очевидно, что он учел их при разработке данной системы. Одним из таких понятий, очевидном при распределении Домов радости,  является учение об аспектах, и здесь обнаруживаются некоторые интересные закономерности в расстановке Домов радости, при рассмотрении данной системы с этой точки зрения.

     Планеты здесь расположены так, что светила аспектируют другие планеты своей секты. Например, Солнце образует секстиль с Юпитером и квадрат с Сатурном, а Луна образует секстиль с Венерой и квадрат с Марсом. Видимо, желание связать планеты в пределах своей секты является причиной того, что именно эти Дома стали для них местом радости.  Например, если бы Солнце радовалось в 10-ом Доме, а Юпитер - в 11-ом, тогда Солнце не могло бы аспектировать Юпитер, и эти планеты испытывали бы антипатию друг к другу. В связи с этим возникает своего рода концептуальная необходимость расположить планеты именно в тех Домах, где они находятся, чтобы связать их аспектами.

     В дополнение к вышесказанному, автор системы Домов радости, кажется, уже имел представление о природе, или, так называемом, качестве, этих аспектов, так как он расположил светила в бисекстиле к обоим бенефикам и в квадрате к обоим малефикам. Эти аспекты согласуются с распространенным мнением о том, что секстиль достаточно легкий и приятный аспект, а квадрат будет потруднее и менее благоприятен. Распространенно мнение и о том, что качества аспектов были частично выведены из тех отношений, в которых состоят планеты в «Thema Mundi», как написано у Фирмикуса Метернуса, но радости планет дают альтернативное объяснение или параллельное тому, что секстили считают положительными, а квадраты отрицательными.

Пояснение по концептуальному вопросу о сектах

     Дома радости поясняют еще один давний вопрос о сектах. В своей первой, из четырех книг, Птолемей пытается объяснить секты в рамках разработанной им натуралистической теории, согласно которой, планеты в астрологии означают разные явления из-за своей способности вырабатывать разные уровни тепла и влаги. Птолемей объясняет суть через функцию, то есть, получается, что холодный по своей природе Сатурн в дневной секте становится менее вредным благодаря солнечному теплу в дневной части карты и, таким образом, может действовать позитивнее и конструктивнее. Аналогично, Марс, согласно Птолемею, приписан к ночной секте потому, что там он становится влажнее и поэтому менее вредным. В птолемеевской модели считается само собой разумеющимся, что малефики чрезвычайно холодны/горячи и сухи, что и является причиной их зловредности, ведь именно умеренность подразумевает положительное свойство.  

     Суть проблемы птолемеевского объяснения состоит в том, что Сатурн здесь не считается сущностно принадлежащим дневной секте. Просто считается, что Сатурн функционирует более позитивно в дневной секте. То же самое и с Марсом – он, по своей сути, не принадлежит ночной секте, но размещенный в ней, считается, что исправляет свои функции. Получается, что Птолемей логически не выводит причину того, почему Сатурн приписан к дневной секте, а Марс - к ночной, не объясняет Птолемей и того, с какой стати надо считать, что природа Сатурна склоняет его к дневной секте, а природа Марса – к ночной секте. Вместо рационального ответа на эти вопросы Птолемей делает только одно - он объясняет, как по карте интерпретировать более позитивное или более негативное функционирование малефиков и вписывает свою астрологическую интерпретацию в более широкий контекст собственной натуралистической теории.

     Эта серьезная концептуальная проблема в доводах Птолемея предполагает то, что его объяснение не было исходной логической предпосылкой ассоциации планет с сектами. Такое предположение подтверждается и тем фактом, что другие авторы, (например, Порфирий) применяют альтернативную теорию для объяснения сект – у Порфирия они связаны с частотой восхода и захода планет в лучах Солнца. Согласно этой точке зрения, Юпитер и Сатурн приписаны к дневной секте потому, что они находятся реже под лучами Солнца, а Марс и Венера – больше времени скрыты лучами Солнца. Из-а такого астрономического поведения Юпитер и Сатурн чаще и лучше видны, а Венера и Марс – нет, поэтому их связали с темнотой. Данный сущностный подход объясняет связь планет с сектами лучше, чем функциональный, и может быть ближе к первопричине распределения планет по сектам.

 

     В ходе наших обсуждений, Дайкс обратил внимание на еще одно логическое объяснение последовательности Домов радости. Расположение планет в Домах радости, частично, наводит на мысль о суточном вращении Земли, так как сама идея о Домах основана на ежедневном цикле восхождения, кульминации, захода и анти - кульминации планет. При рассмотрении Домов радости с этой точки зрения видно движение планет - дневные планеты движутся от Асцендента к 9-му Дому, а ночные планеты движутся от Десцендента вниз - к 3-ему Дому. Создается впечатление символического движения, когда каждая планета соответствующей секты становится все более и более дневной /ночной в зависимости от того, на какой стороне горизонта она находится.

     В дневной части горизонта движение начинается с Сатурна, который кажется наименее дневным из трех планет дневной секты. За ним следует Юпитер, который продвинулся ближе к макушке дня. И, наконец, Солнце, завершающее данное движение к свету – это самая дневная планета потому, что она и есть суть понятия «День». На другой, ночной, стороне горизонта мы начинам с Марса, который, как и Сатурн, кажется не соответствующим своими качествами планетам этой секты. За ним следует Венера, которая, можно сказать, более ночная, чем Марс и поэтому представляет собой движение к более ночному состоянию. И, наконец, мы достигаем Луны – самой ночной планеты карты, и, таким образом, замыкаем круг.

     Движение планет, как дневной, так и ночной сект можно считать своего рода процессом «очищения», то есть, тем процессом в ходе которого планеты движутся от состояния наименее типичного для данной секты к состоянию наиболее типичному для неё. Интересным для данного толкования является то, что оно может объяснить концептуальную проблему малефиков, которой Птолемей дал малоубедительное толкование в рамках своей модели. При рассмотрении малефиков с точки зрения суточного вращения Домов радости, видно, что эти две планеты только что поменяли свои полусферы. Сатурн, радуясь в 12-ом Доме символизирует то, что он недавно перешел туда из 1-го Дома и пересек Асцендент, то есть, движется из ночной секты в дневную. Если придерживаться натуралистической теории Птолемея, то мы говорим о том, что Сатурн – это планета, которая только что перешла из холодной, темной ночной полусферы под Землей в горячую, яркую дневную полусферу над Землей. В этом смысле, мы утверждаем то, что эта планета дневная, так как она, однозначно, находится в дневной секте. В то же время, Сатурн наименее дневная планета из всех дневных потому, что она только что «переметнулась» и присоединилась к дневным планетам. То же самое можно сказать и о Марсе. Марс, радуясь в 6-ом Доме, символизирует то, что он недавно поменял полусферу, перейдя из полусферы над горизонтом в полусферу под горизонтом после пересечения куспида 7-го Дома.  Если ради дискуссии обратиться к натуралистической теории Птолемея, тогда мы можем сказать о том, что Марс, однозначно, находится в ночной секте, так как он радуется под горизонтом. Вместе с тем, Марс недавно перешел из горячей, яркой, дневной стороны Космоса в холодную, темную, ночную часть, он все еще в процессе превращения в ночную планету, и в нем все еще продолжают выпукло проявляться многие его дневные качества.

     Я признаю то, что требуемый для решения данной проблемы уровень символического мышления при отсутствии эксплицитного документа затрудняет проверку или аргументированное обоснование предлагаемого толкования о происхождении сект. Тем не менее, мне кажется, что такое распределение планет не может быть простым совпадением, особенно, если оно решает концептуальную проблему сект, которую даже Птолемей затруднился полностью обосновать во 2-ом веке н.э.

Происхождение домов

     Одним из основных различий между астрологий античного и предшествовавшего ей месопотамского периода является введение двенадцати Домов. В то же время, отсутствует четкое доказательство существования или применения Домов в месопотамский период, хотя Дома встречаются уже в источниках, относящихся к самому началу античного периода. Такое положение наводит на мысль о том, что Дома были придуманы в поздний месопотамский период или в самом начале античного периода.

     В 2010 году Дориан Гринбаум и Мика Росс спорили о том, могла ли система деканов из египетской астрологии хоть как-то подтолкнуть к применению Асцендента, МС, а затем и всех остальных Домов в самом начале античного периода.  В конце дискуссии они приводят убедительный пример в пользу применения четырех угловых Домов, хотя их аргументы и не объясняют того, откуда возникли значения остальных 8 Домов. Считаю, что и этот пробел можно частично восполнить с помощью концепции Домов радости.

     В античной астрологии существовал текст о вращающихся двенадцати Домах. Его приписывали Гермесу Трисмегисту, так как на него имеются ссылки и косвенные указания в работах более поздних авторов. Например, Трасиллус в 1-ом веке н.э. цитирует Гермеса, как источник значений домов в своей Таблице.  В том же 1-ом веке Доротей начинает дискуссию о значениях Домов, объявив это тем, что они пришли от «уважаемого и расхваливаемого…Гермеса, царя Египта». В 6-ом или 7-ом веке Реториус мимоходом упоминает о том, что Гермес специально выделил 12-ый Дом, как имеющий отношение к деторождению. Фирмикус Матернус ссылается на текст с интерпретацией карты, где участвуют Дома. Подобный текст был использован и Реториусом, хотя в своем собственном параллельном абзаце про 12-ый Дом он ссылается на каких-то «мудрецов», которые ассоциировали этот дом с деторождением. И Антиох цитирует предшествовавшего ему астролога Тимауса, который, в свою очередь, пишет о том, что цитирует Гермеса, как автора особой системы благоприятных домов. 

     Все эти ссылки, кажется, указывают на существование очень авторитетного текста про Дома, написанного, где – то, в начале античного периода и приписываемого Гермесу Трисмегисту.  В связи с тем, что этот текст цитируется Трасиллусом в начале 1-го века н.э., мы предполагаем, что он был написан, возможно, в 1-ом веке до н.э. В таком случае, это был не только самый влиятельный текст, посвящённый Домам, известный в античный период, но и один из самых ранних известных нам текстов, посвящённых теме Домов. Следует помнить о том, что этот текст Гермеса Трисмегиста не был единственным древним текстом, посвящённым Домам. Циркулировал издавна еще один текст, приписываемый Асклепию и, очевидно, его текст вкратце содержал уникальный набор значений первых восьми Домов, которые в те времена равнялись знакам Зодиака.  Такая система называлась октатопосом, или системой 8-ми Домов. Неизвестный автор Мичиганского папируса приписывает октатопос Асклепию, и Валенс тоже упоминает Асклепия, как внесшего вклад в учение о Домах. Р. Шмидт заметил, что в дальнейшем, многие трактовки Домов представляли собой синтез систем из 8-ми и из 12-ти домов.

     Интересно, что во многих исторических хронологиях, сохранившихся с античных времен, Гермеса, часто, указывают, как самого раннего автора или же, как основателя астрологии. Хотя мы готовы опровергнуть это, как чистую выдумку, тем не менее, имеются многочисленные ссылки на работу Гермеса, посвящённую Домам, и они могут заставить нас задуматься о том, что все - таки действительно существовал какой - то текст с базовыми принципами данного учения. Что еще могло быть в том тексте, и какой была исходная теоретическая база, лежащая в сигнификации 12-ти Домов?  

Значения домов

     В античный период астрологи не делали того, что очень популярно в наше время - они не переносили значение знака на Дом и не ассоциировали Дома с управителями соответствующего знака. Например, в современной астрологии 1-ый Дом, обычно, отождествляется с первым знаком Зодиака - Овном и его управителем - Марсом. 2-ой Дом ассоциируется с Тельцом и его управителем – Венерой и т.д. Часто, современные астрологи пользуются значениями знака Зодиака или планеты,  ассоциируемой со знаком, для того, чтобы вывести из этого значение соответствующего Дома. Несмотря на распространенность такого подхода в наши дни, не существует подтверждений наличия такого метода сигнификации домов в античный период.

     Астрологи античного периода выводили значение Дома из таких факторов, как:

1.            1. Соотнесенность Дома с кардинальной точкой карты, или положение Дома в рамках своей угловой триады;

2.            2. Наличие аспекта/отсутствие аспекта к Восходящему знаку;

3.            3. Символическое значение Дома с точки зрения астрономии, или то, насколько хорошо Дом виден.

    Некоторые из основных значений Домов можно вывести таким путем. И есть еще один, четвертый, и малоисследованный способ – концепция радости планет.

     Создается впечатление, что при обсуждении значений Домов астрологи античности часто связывали значения Домов с тем местом, где планеты радовались. Это особенно четко видно у Валенса: «Дом Бога дает информацию об отце, Дом Богини – о матери, Дом Хорошего настроения - о детях, Дом Удачи - о браке, Дом Плохого настроения – о страданиях, Дом Невезения – о травмах. Парс Фортуны и указатель часа  – о продолжительности и качестве жизни, Парс Духа - о разуме, МС – о развитии событий, Парс Любви – о желаниях, Парс Вынужденности – о врагах».

      В процессе данного исследования я осознал, что системный характер Домов радости и то, как они связывают несколько других астрологических понятий, дает основание полагать, что данная система Домов радости действует, как своего рода, фундаментальная структура. В этом смысле, она похожа на Thema Mundi, которая выступает, как своего рода, теоретическая конструкция для объяснения происхождения управителей знаков, сущности аспектов и других понятий. В самом деле, Фирмикус Матернис прямо пишет о том, что предшествовавшие ему астрологи специально написали Thema Mundi в виде учебного пособия для того, чтобы объяснить ряд базовых астрологических понятий. Если так было на самом деле, тогда не стоит удивляться наличию других специальных компоновок или концептуальных конструкций, вкрапленных в астрологию.

     Одним из следствий моего открытия взаимосвязи системы Домов радости с несколькими другими системами стала мысль о том, что значения двенадцати Домов не предшествовали системе Домов радости, которые, вроде как, отразили кажущееся сходство между Домом и планетой. Все было, на самом деле, наоборот. Я готов спорить о том, что сперва была создана система Домов радости, как часть тщательно разработанной структуры, вкратце описанная мною в данной статье, и лишь затем были выведены значения Домов Зодиака, с некоторой опорой на Дома радости. Такая последовательность может объяснить причину названий некоторых Домов, так как радости планеты, ассоциируемые с соответствующими Домами, содержали существенную информацию о значении этих Домов.

     Наблюдение о том, что некоторые значения Домов выведены из системы радости планет, не ново. Дебора Хоулдинг уже писала об этом в своей книге 1998 года про Дома. Отличительной особенностью данной статьи является акцент на том, что радости планет сами являются частью тщательно разработанного системного подхода раннего античного периода, вероятно, даже только одного текста, который мог, фактически, представлять собой теоретическую базу для определения значений некоторых Домов.

Выведение значений домов из системы радости планет

     При рассмотрении Домов Зодиака в контексте системы радостей планет, становится гораздо яснее причина появления их значений. По сути, радости планет предоставляют нам теоретическое обоснование для разработки значений Домов. Создается впечатление, что при создании значений Домов через систему радости планет большое значение придавалось сектам. 

     Все, что находится над горизонтом, считалось царством Солнца, которое автор данного подхода ассоциировал с духом (daimōn). В этом причина того, что 11-ый Дом называют Домом Доброго расположения Духа, а 12-ый Дом – Домом Плохого расположения Духа. Позднее, такие астрологи, как Валенс и Фермикус, связывали Солнце с понятием Духа, который они отождествляли с Душой и Разумом. И, наоборот, все, что находится под горизонтом, считалось царством Луны, которую автор Домов радости связывал с понятием богатства (tuchē). По этой причине, 5-ый Дом называется Домом Удачи, а 6-ой – Невезения. Валенс считал хорошее здоровье богатством натива. Одним из потенциальных указаний на верхнюю полусферу, как солнечную, a нижнюю, как лунную является то, что все, расположенное в верхней полусфере, имеет отношение к Душе и Сознанию, а все, что находится в нижней полусфере – к Телу и Материи. Частично, эта теория могла быть навеяна герметиками, которые различали Душу и Тело. Следствием такого подхода является то, что здесь все конкретные значения Домов принадлежат или Духу, или Телу, в зависимости от того, где находится тот, или иной конкретный Дома – над горизонтом или под горизонтом. Мы же получаем два теоретических принципа для разработки значений конкретных Домов, в которых радуются планеты:

1.           1. Находится ли Дом над горизонтом или под горизонтом? Если дом находится над горизонтом, тогда мы имеем дело с душой/разумом. Если же он находится подгоризонтом, мы имеем дело с телом/материей.

2.            2. Благоприятна или зловредна планета, имеющая отношение к этому Дому? Если планета благоприятна, тогда Дом указывает на положительные явления, если зловредна – на негативные.

     С учетом этих принципов, мы можем объяснить некоторые базовые значения, ассоциируемые с Домами. Например,  5-ый Дом – Дом, называемый Домом Материальной удачи, или богатства. Этот Дом находится под горизонтом, и мы знаем, что он относится ко всему, что имеет отношение к телу/материи. Мы также знаем, что он ассоциируется с благоприятной планетой - Венерой, поэтому его значение должно быть позитивным. Это приводит к выводу о том, что 5 Дом означает что-то хорошее для тела. Не удивительно, что 5 Дом стал одним из ведущих домов, сигнифицирующих детей. Или, 6-ой Дом – Дом Невезения. Из-за того, что он находится под горизонтом, он относится к телу. Из-за ассоциации со зловредным Марсом, он должен означать что-нибудь нехорошее для тела. Делаем вывод о том, что 6-ой Дом предполагает нечто плохое для тела, таким образом, оказывается, что этот Дом ассоциируется с травмами. 11-ый Дом – Дом Хорошего расположения духа. Он находится над горизонтом, следовательно, он связан с душой или разумом. Этот Дом ассоциируется с благоприятным Юпитером, значит, соответствует чему-то хорошему. Одним из ведущих значений, ассоциируемых с 11-ым Домом, является дружба, которую такие философы, как Аристотель считали родством душ или сходством духа двух людей. 12-ый Дом – Дом Плохого расположения духа. Дом расположен над горизонтом, следовательно, относится к душе или разуму. Будучи ассоциированным со злым Сатурном, этот Дом должен означать что-то негативное. Следовательно, 12-ый Дом означает что-то плохое для души или разума. В этом причина его связи с врагами и другими явлениями, предполагающими страдания, которые можно охарактеризовать, как повреждение души (или разума).

     Хотя данную систему не получается применить для описания значений всех Домов, она, в целом, дает веские доводы для выведения ряда принципиальных значений Домов, которые совпадают с Домами радости. Примечательно, что Дома радости планет почти не совпадают с угловыми Домами, так как значения угловых Домов наиболее легко выводятся из символического смысла их астрономического положения. Например, 10-ый Дом находится в самом высоком и видимом секторе карты, и считается, что он отражает репутацию натива в обществе. Противоположный ему – 4-ый Дом расположен в самой нижней и скрытой точке карты и сигнифицирует всё относящееся к личной жизни натива, например, его жилище. Символические значения углов прямолинейны в отличие от значений других Домов, которые труднее вывести из их астрономических местоположений и, я считаю, что именно в этом и есть причина создания системы радости планет. 

     Единственный угловой Дом, который, одновременно, является и Домом радости Меркурия – это 1-ый Дом. Астрологи античного периода распространяли дом на весь знак, и такой 1-ый Дом - знак будет располагаться, частично, над горизонтом, частично, под горизонтом, и по этой причине Асцендент означает Восходящий знак Зодиака, который становится 1-ым Домом. Получается, что Меркурий расположен в точке, находящейся между двумя полусферам, где едины дневное царство духа и ночное царство тела. Поэтому не стоит удивляться тому, что 1-ый Дом сигнифицирует, тело, как физическую жизнеспособность натива, так и его дух, как характер (pneuma).

Что является источником системы домов радости планет

     Я уже отмечал то, что, в соответствии с Трасиллусом, самые ранние из сохранившихся источников о радостях планет приписываются Гермесу Трисмегисту. Трасиллус однозначно связывает учение о двенадцати Домах с Гермесом, и в отрывке из Гермеса он использует названия Домов, отражающие радости планет. В связи с данным фактом можно предположить, что система Домов радости была вначале описана в цитируемом тексте от Гермеса. Почему мы считаем, что в тексте Гермеса описывалась система радостей планет, если единственным доводом «за» являются несколько названий Домов радости? Я считаю, что доказательство находится в одном из значений домов, которые Трасиллус цитирует из Гермеса. Согласно Трасиллусу, Гермес писал о том, что одним из значений 1-го Дома являются «единоутробные братья/сестры». Такое значение 1-го Дома не имеет смысла в наше время, которое приписывает потомство одних и тех же родителей 3-ему Дому. Оно приобретает смысл только тогда, когда 1-ый Дом учитывается, как Дом радости Меркурия, а Меркурий сигнифицирует родных братьев. Исходя из этого, мы можем сделать предварительное заключение о том, что в тексте Гермеса писалось про Дома радости, и что некоторые значения Домов выводились из того, какие планеты радовались в соответствующих Домах. Если текст Гермеса был на самом деле одним из самых первых текстов про Дома, тогда существует вероятность того, что он был источником учения о Домах, где радуются планеты.

Заключение

     Надеюсь, данной статьей я доказал, что система Домов радости представляет собой специально и тщательно разработанную конструкцию, связующую воедино и объясняющую следующее:

1.           1. Связь стихий со знаками Зодиака;

2.           2. Статус управителей триплицитетов;

3.           3. Секты для планет;

4.           4. Некоторые значения Домов.

     Многое из моих доводов трудно подтвердить текстами, потому что мы обсуждаем концептуальную модель, на которую косвенно ссылаются или намекают многие авторы. Мне кажется, что как системный характер модели, так и логика, с которой она объединяет несколько разных методов и понятий, свидетельствуют в пользу вывода о том, что данная модель не была результатом случая.

     Глубинный смысл этого открытия далеко идущий - получается, что система Домов радости логически обосновывает ряд базовых астрологических понятий и методов, применяемых с античного периода. Данное открытие, также, привносит дополнительный обертон в обсуждения, которые идут с недавних пор в астрологической и научной среде о корнях античной астрологии. Надеюсь, что данная статья прольет свет и внесет значительный вклад в доводы участников этих обсуждений.

     Список используемой литературы:

     Aristotle, The Complete Works of Aristotle, 2 vols., ed. Jonathan Barnes, Princeton University Press, Princeton, NJ, 1984;

     Bouché-Leclercq, Auguste, L'astrologie grecque, Leroux, Paris, 1899;

     Brennan, Chris, “Hellenistic Astrology,” NCGR Research Journal, Vol. 1, No. 1, Summer 2010, pp. 15-24;

     “CCAG,” Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum, 12 vols., Brussels, 1898-1953;

     Diogenes Laertius, Lives of Eminent Philosophers, 2 vols., ed. and trans. R. D. Hicks, Harvard University Press, Cambridge, MA, 1925 (rev. ed. 1931);

     Dorotheus of Sidon, “Carmen Astrologicum,” edited and translated in Dorothei Sidonii Carmen Astrologicum, ed. David Pingree, Teubner, Leipzig, 1976;

     Firmicus Maternus, “Mathesis,” edited in Iulii Firmici Materni Mathesos libri VIII, 2 vols., ed. W. Kroll, F. Skutsch, K. Ziegler, Teubner, Leipzig, 1897-1913;

     Firmicus Maternus, Mathesis, trans. and ed. James H. Holden, American Federation of Astrologers, Tempe, AZ, 2011;

     Greenbaum, Dorian G., and Micah Ross, “The Role of Egypt in the Development of the Horoscope,” Egypt in Transition: Social and Religious Development of Egypt in the First Millennium BCE, Czech Institute of Egyptology, Prague, 2010, pp. 146–182;

     Hand, Robert, Night & Day: Planetary Sect in Astrology, ARHAT Publications, Reston, VA, 1995. Hand, Robert, “Signs as Houses (Places) in Ancient Astrology,” Culture and Cosmos, Vol. 11, No. 1 and 2, Spring/Summer and Autumn/Winter 2007, pp. 135-162;

     Hephaistio of Thebes, “Apotelesmatika,” edited in Hephaestionis Thebani apotelesmaticorum libri tres, 2 vols., ed. David Pingree, Teubner, Leipzig, 1973-4;

     Copenhaver, Brian P. (trans. and ed.), Hermetica, Cambridge University Press, Cambridge, 1992;

     Houlding, Deborah, The Houses: Temples of the Sky, Ascella Publications, London, 1998;

     Manetho, “Apotelesmatika,” ed. and trans. Robert Lopilato, The Apotelesmatika of Manetho, doctoral diss., Brown University, Providence, RI, 1998;

     Manilius, Marcus, Astronomica, trans. and ed. G.P. Goold, Harvard University Press, Cambridge, MA, 1977;

    “Michigan Papyrus,” ed. and trans. Frank Egleston Robbins, in Michigan Papyri, Vol. III, Papyri in the University of Michigan Collection, Miscellaneous Papyri, ed. John Garret Winter, University of Michigan Press, Ann Arbor, MI, 1936;

     Olympiodorus, “Commentary,” edited in Heliodori, ut dicitur, In Paulum Alexandrinum commentarium, ed. Æ. Boer, Teubner, Leipzig, 1962;

     Paulus Alexandrinus, “Introduction,” edited in Pauli Alexandrini Elementa Apotelesmatica, ed. Emilie Boer, B. G. Teubner, Leipzig, 1958;

     Pingree, David (trans. and ed.), The Yavanajātaka of Sphujidhvaja, vols. I-II, Harvard University Press, Cambridge, MA, 1978;

     Pingree, David, From Astral Omens to Astrology: From Babylon to Binaker, Istituto Italiano per L'Africa e L'Oriente, Rome, 1997;

     Pingree, David, “From Alexandria to Baghdad to Byzantium. The Transmission of Astrology,” International Journal of the Classical Tradition, Vol. 8, No. 1, Summer 2001, pp. 3-37;

     Porphyry, “Introduction,” edited in Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum, Vol. 5, Part 4, ed. Stephen Weinstock, Royal Academy of Belgium, Brussels, 1940, pp. 187-228;

     Ptolemy, Claudius, “Tetrabiblos,” edited in Claudii Ptolemaei opera quae exstant omnia, vol. III, 1: ΑΠΟΤΕΛΕΣΜΑΤΙΚΑ, post F. Boll et Æ. Boer secundis curis, ed. Wolfgang Hübner, Teubner, Stuttgart & Leipzig, 1998;

     Ptolemy, Claudius, Tetrabiblos, Book 3, trans. Robert Schmidt, ed. Robert Hand, The Golden Hind Press, Berkeley Springs, WV, 1996;

     Rhetorius of Egypt, “Compendium,” ed. and trans. James H. Holden, Rhetorius the Egyptian, American Federation of Astrologers, Tempe, AZ, 2009;

     Schmidt, Robert H., and Ellen Black, “Peak Times and Patterns in the Life of Dane Rudhyar,” NCGR Geocosmic Journal, Fall 2006, pp. 35-43;

     Schmidt, Robert, “Facets of Fate: The Rationale Underlying the Hellenistic System of Houses,” The Mountain Astrologer, Issue #88, Dec/Jan 2000, pp. 83-126;

     Schmidt, Robert H., Kepler College Sourcebook of Hellenistic Astrological Texts, Phaser Foundation, Cumberland, MD, 2005;

     Schmidt, Robert H. (trans. and ed.), Definitions and Foundations, The Golden Hind Press, Cumberland, MD, 2009;

     Sextus Empiricus, Against the Professors, trans. R. G. Bury, Harvard University Press, Cambridge, MA, 1949;

     Tester, Jim, A History of Western Astrology, The Boydell Press, Woodbrige, UK, 1987;

     Thrasyllus, “Table,” edited in Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum, Vol. 8, Part 3, ed. Petrus Boudreaux, Lamertin, Brussels, 1912, pp. 99-101;

     Valens, Vettius, “Anthology,” edited in Vettii Valentis Anthologiarum Libri Novem, ed. David Pingree, Teubner, Leipzig, 1986;

     Valens, Vettius, The Anthology, Book 1, trans. Robert Schmidt, ed. Robert Hand, The Golden Hind Press, Berkeley Springs, WV, 1993;

     Valens, Vettius, The Anthology, Book 2, Part 1, trans. Robert Schmidt, ed. Robert Hand, The Golden Hind Press, Berkeley Springs, WV, 1994.

 

     Перевод данной статьи Криса Бреннана был любезно предоставлен мне в личной переписке моей коллегой – астрологом из Чикаго. Статья широко обсуждалась западными астрологами, тот материал, который в ней содержится, считается открытием, и входит в учебный курс Кеплеровского астрологического колледжа.

     При копировании данного материала ссылка на сайт – источник строго обязательна!